На Х Съезде Российского союза ректоров отмечалось, что одной из важнейших задач российской высшей школы является обеспечение эффективного функционирования общенациональной системы работы с молодыми талантами. Необходимо развитие механизмов поиска, выявления, поддержки и сопровождения таланта с помощью среды из обучающих и мотивирующих, побуждающих к будущей профессиональной деятельности программ и проектов, а также совершенствование государственной информационной политики по популяризации достижений российской науки, обеспечению свободного доступа к информационным ресурсам по работе с талантливой молодёжью и подготовке к интеллектуальным мероприятиям.
Такая работа должна быть организована в интересах каждой наукоемкой и высокотехнологичной сферы деятельности, в том числе и в отрасли информационной безопасности. В России существует система интеллектуальных соревнований для школьников и студентов в данной сфере. Ее формирование стартовало более четверти века назад, с начала проведения Межрегиональной олимпиады школьников по математике и криптографии. В настоящее время аналогичные олимпиады по компьютерной безопасности проводятся для школьников и для студентов, обучающихся по профильным специальностям. Также в последние несколько лет набирают популярность соревнования студентов в формате CTF.
Рассмотрим подробнее указанные олимпиады. С самого начала логика их проведения определялась четко поставленной целью – привлечь внимание наиболее талантливых и математически одаренных школьников к информационной безопасности как будущей сфере профессиональной деятельности. Это обстоятельство наложило свой отпечаток на состав заданий олимпиад. Они, с одной стороны, должны были базироваться на школьной программе, а с другой, помогать выявлять у школьников заинтересованность и склонность к решению стоящих перед отраслью ИБ проблем. Создание фонда таких задач и его ежегодное обновление можно считать самостоятельным научно-педагогическим направлением, достойным глубокого изучения, анализа и развития.
Такой подход в совокупности с проведением олимпиады для учащихся разных классов, от 8 до 11, дополнил целевую функцию проведения мероприятий ознакомлением их участников с криптографией как наукой и повышением математической осведомленности. Кроме того, успешное участие школьника в олимпиадах, начиная с 8-9 классов, позволяет ему ежегодно обогащаться положительным опытом решения задач нарастающей сложности и приводит к осознанной заинтересованности тематикой защиты информации.
Формирование специалиста в сфере ИБ требует не только интенсивного усвоения школьной программы, но и выработки целого ряда специфических квалификационных качеств, в приобретении которых вносит ощутимый вклад участие в олимпиадах. Отметим некоторые из этих качеств.
- Умение формализовать задачу, проанализировать ее условия, построить для ее решения математическую модель.
- Способность разработать поэтапный план решения, четко выделяя взаимосвязанные подзадачи, что в конечном итоге сблизит процесс решения с построением формального алгоритма и его реализацией.
- Готовность привлечь для решения знания из различных разделов математики, чего не хватает в школьном обучении, выстроенном преимущественно по тематическому принципу и страдающему выработкой шаблонов мышления.
- Высокая творческая активность, при которой школьник не ограничивается подбором стандартных приемов, но способен отыскать совершенно новые пути решения.
- Самостоятельность, основанная на необходимости рассчитывать исключительно на собственные силы и знания.
Как показывает практика, психология школьника такова, что даже однократный успех в развитии хотя бы одного из этих качеств в рамках Олимпиады получает устойчивое закрепление. Если функции воспитания интереса к отрасли информационной безопасности понятны, то над отражением специфических, присущих исключительно данному виду деятельности черт организаторы олимпиад творчески работают в каждом годовом цикле их проведения. Достичь желаемого результата удается путем составления и тонкой настройки задач.
Постановки многих задач олимпиад – криптографические. Часть имеет криптографическую окраску, но их суть – математическая или алгоритмическая. Отдельные задачи – просто математические. Тематика предлагаемых задач весьма разнообразна. Задачи первых олимпиад по криптографии в основном были посвящены так называемым ручным шифрам, некоторые из которых применялись еще до нашей эры. Позднее появились задачи, в которых затрагивались и разделы современной криптографии, такие как криптосистемы с открытым ключом, стеганография, квантовая криптография и криптографические протоколы. Также возник цикл задач, относящихся скорее к области защиты информации, чем собственно к криптографии.
При составлении вариантов заданий олимпиад для различных возрастных категорий особое внимание уделяется оценке сложности задач и времени, отводимому на их решение. Благодаря этому практически каждый год находятся участники, решившие все задачи. При подведении итогов организаторы каждый год с удовлетворением отмечают наличие у отдельных участников оригинальных решений, более красивых, чем исходно предполагавшиеся составителями.
Стоит отметить, что подготовка заданий усложняется тем, что ежегодно разрабатывается три цикла сценариев: для 8-9, 10 и 11 классов – каждый со своей спецификой, но с сохранением связи между собой. К этой сложной работе привлекаются коллективы преподавателей, возглавляют ее опытные и авторитетные специалисты. По итогам олимпиад ежегодно издаются сборники задач и решений.
Высокий уровень организационного и методического обеспечения олимпиад породил еще один феномен – большое внимание представителей отрасли к заключительному мероприятию олимпиадного цикла – подведению итогов и награждению победителей. Площадками для проведения таких мероприятий в разные годы выступали Президентский зал здания Президиума и Математический институт РАН, Художественная галерея А.М. Шилова и другие. Одна из причин такого внимания – осознаваемая всеми специалистами в области информационной безопасности потребность в ее популяризации.
Проводимые олимпиады дают системную основу для позиционирования отрасли информационной безопасности в современном обществе и привлечения школьников к развитию в направлении этой сложной, но исключительно интересной области науки и техники.
BIS-СПРАВКА
Межрегиональная олимпиада школьников по математике и криптографии. В прошлом учебном году она была проведена в двадцать пятый раз. Олимпиада проводится ежегодно с 1991 года Академией криптографии РФ совместно с Институтом криптографии, связи и информатики Академии ФСБ, при участии Федерального учебно-методического объединения по направлению подготовки информационная безопасность и входящих в его состав вузов. Заключительный – очный этап Олимпиады проводится более чем в 40 субъектах РФ. С 2008-09 учебного года Олимпиада ежегодно включается в Перечень Минобрнауки, что позволяет вузам предоставлять ее победителям и призерам льготы при поступлении.
Председателем оргкомитета Олимпиады долгие годы является В.Н.Сачков – вице-президент академии криптографии РФ, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Методическую комиссию всегда возглавляли ведущие математики России: с 2000 по 2013 годы – доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик Академии криптографии РФ Ю.В.Прохоров, с 2014 года – вице-президент РАН, директор Математического института им. В.А.Стеклова РАН, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик Академии криптографии РФ В.В.Козлов.
В настоящее время Олимпиада проходит в три этапа: ознакомительный, отборочный и заключительный. Кроме того, в течение всего года школьникам доступны on-line курсы подготовки к Олимпиаде. Сайт Олимпиады: www.cryptolymp.ru
Межрегиональная олимпиада по информатике и компьютерной безопасности. Проводится с 2006 года Институтом криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России, при участии Федерального учебно-методического объединения по направлению подготовки информационная безопасность и входящих в его состав вузов. Председатель методической комиссии — академик РАН В.К. Левин. Входит в Перечень олимпиад Минобрнауки России с 2015 года. Очный этап проводится более чем в 20 городах России.