BIS Journal №4(19)/2015

5 ноября, 2015

Рецепты SOC: готовить самим, приглашать повара или заказывать по меню?

... В первую очередь в этом случае решается вопрос о способе реализации: строить собственный SOC (Security Operations Center) или же использовать Outsource SOC. Прежде чем решить, что выбрать — собственный SOC или SOC как услугу, — необходимо понять, что же такое SOC. SOC — это совокупность трех составляющих: технологий, персонала и процессов. Причем главные его составляющие — люди и процессы.


IN-HOUSE: В ЧЕМ СЛОЖНОСТИ

Ни о каком построении собственного SOC невозможно говорить без формирования высококвалифицированной команды специалистов (см. схему ниже), которые будут участвовать в жизненном цикле процессов управления безопасностью. Роли каждого из членов этой команды должны быть четко сформулированы и задокументированы.

Сколько человек должно быть в команде SOC? Этим вопросом очень часто задаются компании, которые только приступают к построению центров управления безопасностью. Ответить на него сходу довольно сложно, так как на число сотрудников в команде SOC влияет множество факторов:
  • наличие SIEM-системы и ее производитель;
  • количество детектируемых инцидентов;
  • готовность бизнеса к выделению дополнительных рабочих мест.
На этом список не ограничивается. В качестве примера можно привести одну из отечественных компаний федерального масштаба со сложной филиальной сетью, команда SOC которой насчитывает 15 человек. Ввиду рутинности работы с консолью SIEM в поисках новых инцидентов, чтобы членам команды не стало вдруг в какой-то момент неинтересно работать, они с определенной периодичностью меняются местами (ролями). Таким образом, на этой неделе человек является специалистом службы мониторинга, на следующей аналитиком, а в течение третьей — администратором. Это один из примеров реализации, но стоит учесть, что в описанном случае ключевым фактором является квалификация персонала — все сотрудники являются высококвалифицированными.

Технологическая же составляющая в SOC служит лишь для автоматизации процессов и снижения нагрузки на команду SOC. Технологическим сердцем любого SOC является система SIEM. Можно ли жить без нее? Признаюсь честно — можно. В компаниях небольшого размера, где число инцидентов невелико, что позволяет выявлять и разбирать их вручную, SOC может быть построен и без SIEM. Однако следует учитывать, что как только количество информации возрастет, без SIEM обойтись уже не получится, поскольку разбор одного инцидента будет требовать огромного количества времени.

ВЕСЬ СЕКРЕТ В ПРОЦЕССАХ

Однако даже наличие SIEM и команды не является 100%-ной гарантией создания эффективного центра управления ИБ: одной из важнейших задач являются разработка и внедрение процессов по мониторингу, реагированию и расследованию инцидентов ИБ. Они должны быть задокументированы и отлажены. Если нанимать сотрудника в штат специально для построения процессов, есть риск, что процессы в конечном итоге будут выстроены, а вот сотрудника озадачить будет больше нечем. В результате придется либо ставить подобную задачу в дочерних организациях, либо переопределять функциональные обязанности сотрудника.

Во-вторых, само качество процессов может оставлять желать лучшего. С одной стороны, опыт такого сотрудника ограничен рамками одной организации. С другой — у него может отсутствовать мотивация: он понимает, что при выполнении поставленной задачи он рискует остаться без работы, а переопределение должностных обязанностей может совсем не способствовать дальнейшему повышению его квалификации. Для многих организаций, это может быть «последней каплей», заставляющей посмотреть в сторону варианта аутсорсинга SOC.

АУТСОРСИНГ: ВНИМАНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ

Использование SOC как услуги — довольно распространенная практика за рубежом. Среди отечественных организаций различных сфер бизнеса практика построения коммерческих SOC пока только набирает обороты и завоевы­вает интерес.

Безусловно, с точки зрения сформированности команды, сотрудничество с MSSP-провайдером может смотреться интересней, нежели создание собственного SOC. У большинства коммерческих SOC служба мониторинга имеет две полноценные дежурные смены и работает в режиме 24*7. А главное — в ней есть грамотные аналитики, работающие с инцидентами различных организаций, знающие основные этапы реализации атак на инфраструктуры.

Однако нельзя не отметить, что, несмотря на очевидную экономию человеческих ресурсов, в случае MSSP-провайдера актуальность приобретают дополнительные риски с точки зрения ИБ: речь идет об обеспечении безопасности данных при обмене ими с аутсорсером. Многие поставщики SOC в составе услуги предлагают не только мониторинг и реагирование на инциденты ИБ, но и эксплуатацию средств защиты. И здесь вся ответственность возлагается на подрядчика, который получает не только данные об ИТ-системах, но и информацию об ИБ-архитектуре, имеющихся в системах уязвимостях и инцидентах, учетные данные для администрирования средств защиты. Соответственно подрядчики должны обеспечивать высокий уровень безопасности и выполнять ряд требований по защите информации (например, соответствие стандарту ISO 27001).

СВОЙ SOC НЕ СВОИМИ РУКАМИ

Третьим вариантом является построение SOC с привлечением опытного интегратора, имеющего отдел технического консалтинга, за плечами которого несколько выполненных подобных проектов. Сотрудники этих подразделений регулярно выстраивают процессы SOC, и их экспертиза включает работу с различными организациями с учетом их специфики. От проекта к проекту различные процессы дорабатываются и модифицируются, а затем применяются либо в новых проектах, либо — в рамках модернизации уже выполненных.

Кстати, необходимость выстраивания процессов сохраняет свою значимость даже в случае использования коммерческого SOC. Однако в этом случае они ограничиваются взаимодействием ИБ-службы компании-заказчика с MSSP-провайдером и реагированием на инциденты согласно предоставляемому провайдером отчету.


Все концепции SOC имеют право на существование. Однако их эффективность и обоснованность выбора по большей части зависит от нюансов кадрового состава службы ИБ конкретной организации. Для тех организаций, чьи ИБ-службы ограничены парой-тройкой человек, имеет смысл рассмотреть Outsource SOC. Но в этом случае необходимо убедиться в достаточности уровня защиты инфраструктуры самого подрядчика. А большим организациям со зрелым и многочисленным штатом ИБ и ИТ, логичнее строить SOC внутри организации, поскольку для этого есть все необходимые ресурсы. При этом помощь опытных внешних консультантов-«технарей» сложно переоценить.


 
Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
24.04.2024
Минпромторг раздаёт деньги на отечественные решения
24.04.2024
Правительство одобрило ужесточение наказания за утечку ПДн
24.04.2024
«Мы разработали законодательную инициативу по дропам»
24.04.2024
«Мы обеспечили определённый уровень заказа». ГРЧЦ продолжает импортозамещать чипы
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн
23.04.2024
Хакеры всё активнее DDoS-ят российскую отрасль энергетики
23.04.2024
Минпромторг начнёт выдавать баллы блокам питания?
23.04.2024
Microsoft — угроза для нацбезопасности? Бывает и такое

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных