BIS Journal №3(10)/2013

7 августа, 2013

Первый шаг навстречу регулятору

Сегодня вряд ли найдётся организация банковской системы, не слышавшая о СТО БР ИББС (Стандарт) и не имеющая представления, о чём в нём идёт речь. По состоянию на 1 апреля 2013 года уведомление о принятии Стандарта в Банк России направили 535 кредитных организаций, из них 288 – по Москве и Московской области.

 

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТО БР ИББС

Действующая в настоящее время версия Стандарта выпущена в 2010 году, спустя два года после предыдущей версии. Предполагалось, что в 2012 году на основании предшествующей тенденции Стандарт будет переработан, однако новая версия выпущена не была. Это объясняется тем, что требования Стандарта взаимосвязаны с требованиями по защите персональных данных, которые по состоянию на 2012 год находились в стадии доработки. Сейчас все изменения в законодательство внесены, и возникает вопрос дальнейшего развития Стандарта. По словам Банка России, на ближайший год планируется проведение работ по совершенствованию комплекта документов СТО БР ИББС, из чего можно предположить, что в ближайшее время мы увидим новую, переработанную версию Стандарта.

Требования СТО БР ИББС являются рекомендательными, и каждая организация решает для себя самостоятельно, принимать или не принимать Стандарт. На наш взгляд, тем организациям, которые ещё окончательно не решили принять Стандарт, в свете складывающейся ситуации лучше сосредоточиться в первую очередь на выполнении обязательных требований законодательства, а именно: требований в рамках функционирования национальной платёжной системы (НПС).

ТРЕБОВАНИЯ НПС: МОЖНО ЛИ ОБОЙТИ?

«Хорошо сформулированная проблема – это наполовину решённая проблема».
Чарльз Франклин Кеттеринг.

Первый шаг навстречу регулятору к её субъектам обязательные требования по проведению анализа и комплексного пересмотра деятельности с учётом новых условий. После того как был выпущен Федеральный закон «О национальной платёжной системе» (Закон о НПС), область действия которого распространяется не только на кредитные организации (как в случае со СТО БР ИББС), но и на все организации, участвующие в процессах перевода денежных средств (собственно субъекты НПС), о нём было сказано и написано немало.

В комплект нормативных документов, регулирующих в рамках НПС вопросы информационной безопасности, также входят Постановление Правительства и документы Банка России. В соответствии с Законом о НПС Банк России теперь наделён правами нормативного регулирования информационной безопасности субъектов НПС, т.е. становится регулятором в этом вопросе и официально может влиять на обеспечение защиты информации в организациях, оказывающих любые виды услуг по переводу денежных средств.

Основным требованием, вызывающим проблемы у субъектов НПС, является требование по предоставлению отчётности регулятору об уровне соответствия требованиям по информационной безопасности. Собственно, эта мера и призвана заставить субъекты НПС исполнять требования по защите информации (внедрять технические и организационные меры) и на регулярной основе проводить аудит текущего состояния системы информационной безопасности в рамках подготовки соответствующих отчетов.

На настоящий момент лишь малая доля субъектов НПС (по информации АБИСС, таких организаций всего 5) подала отчётность в Банк России. Преобладающее большинство заняло выжидательную позицию. Одни ждут прямого указания от Банка России, другие находятся в стадии проведения подготовительных работ для приведения в соответствие, третьи просто не понимают, как заполнять отчётные формы.

Такой подход не совсем верен. Сложившаяся ситуация достаточно серьезна, и невыполнение требований законодательства (мы говорим не только о предоставлении отчётности, но и об исполнении требований обеспечения информационной безо-пасности в целом) влечёт негативные последствия для организации. В последнее время неоднократно поднимался вопрос: что же делать организации, которая приняла у себя СТО БР ИББС? Освобождает ли это от выполнения требований по НПС? Однозначный ответ – нет.

Надо понимать, что в то время, как основные подходы по организации защиты информации для НПС повторяют требования СТО БР ИББС (в силу того, что регулятор у них общий), внедрение последнего не заменяет выполнение требований по защите переводов денежных средств в НПС. Как показывает практика, даже ответственные за информационную безопасность сотрудники кредитных организаций иногда до конца этого не понимают, и происходит своего рода подмена понятий.

Неоднократно в различных источниках проводился сравнительный анализ требований нормативной базы НПС и СТО БР ИББС (в том числе и методик оценок соответствия этим требованиям), который сводился к одному выводу: между этими нормативными актами много общего. При этом в рамках проведения такого анализа не всегда учитывался тот факт, что цели и области действия у них разные.

Методика НПС хотя и является преемницей методики оценки СТО БР ИББС, но по многим показателям упрощена. Это объясняется тем, что у методики НПС более узконаправленная задача – оценка уровня защиты информации в рамках одной определённой деятельности (процессы перевода денежных средств), а не оценка системы обеспечения информационной безопасности в кредитной организации в целом.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ: ЧТО ДЕЛАТЬ И КУДА БЕЖАТЬ?

Так как же в сложившейся ситуации поступать организациям, на которых распространяется действие Закона о НПС? Ответ один – начать действовать в рамках НПС. Основное, что надо понять и принять субъектам НПС, – процесс выполнения требований и подачи отчётности не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Самое главное – начать проводить необходимые работы, а не ждать, пока будут применены «карательные» санкции за невыполнение требований законодательства.

Кроме того, если организация – субъект НПС не может самостоятельно справиться с проведением таких работ (из-за отсутствия необходимого опыта, ресурсов и т.д.), законодательство разрешает привлекать на договорной основе специализированные организации, оказывающие консультационные услуги в сфере информационной безопасности. Такие организации имеют соответствующий опыт, ресурсы и все необходимые лицензии для осуществления данной деятельности.

Конечно, для организаций, которые уже приняли СТО БР ИББС и провели работы по приведению в соответствие, значительно проще выполнять требования в рамках НПС, т.к. они уже знакомы с основными подходами и механизмами, предлагаемыми Стандартом (отчасти используемыми и в требованиях в рамках НПС). Такие организации показывают высокий уровень зрелости в области информационной безопасности и следуют последним тенденциям в этой сфере, повышая свой статус на рынке.

Но не стоит отчаиваться и тем, кто ещё не начинал проводить работы в области защиты информации. Это могут быть кредитные организации, не посчитавшие нужным принимать Стандарт, или же организации – субъекты НПС, не являющиеся кредитными организациями, на которых Стандарт просто не распространяется. В любой ситуации главное помнить, что осознание проблемы – половина её решения.

В первую очередь, необходимо изучить проблематику, проанализировать применительно к организации установленные требования по защите информации исходя из видов деятельности в рамках НПС. Затем – разработать план дальнейших действий по реализации актуальных требований и начать работы по их выполнению. Это и будет первым шагом навстречу регулятору.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

22.03.2023
«Следователь» стал звонить дважды
22.03.2023
В 2022 году в строительных компаниях чаще всего утекала информация о клиентах и сделках
22.03.2023
Российские пользователи подверглись деструктивным атакам шифровальщиков
22.03.2023
Миллиард на развитие. Цифровая экосистема МТС объявила о планах инвестировать в технологический бизнес
21.03.2023
Непростая неделя. Число атак на российские банки растёт
21.03.2023
Для банков готовится подробный перечень признаков «мошеннической» транзакции
21.03.2023
«Если бы он у нас уже был, этот глобальный конкурент SWIFT, многих проблем просто бы не существовало»
21.03.2023
InfoDiode обеспечит безопасное взаимодействие с клиентами в составе решения Naumen Contact Center
21.03.2023
«Ростелеком-Солар» взял под контроль привилегированный доступ
21.03.2023
МТС Банк возвращает до 1500 рублей за первую покупку на сайте Russia Running по кредитной карте МТS CASHBACK

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных