Цифровая гигиена: правила игры. О базовых принципах работы с конфиденциальной информацией

BIS Journal №4(43)/2021

25 января, 2022

Цифровая гигиена: правила игры. О базовых принципах работы с конфиденциальной информацией

Infosecurity оказывает услуги в сфере информационной безопасности, системной интеграции и консалтинга. Нам важно показать, что мы можем защитить не только данные, которые нам доверяют клиенты, но и собственные информационные активы. Даже незначительный инцидент ИБ в компании, занимающейся кибербезопасностью, может ударить по ее репутации.

Итак, на формирование цифровой гигиены в компании влияют:

  • повышение осведомлённости сотрудников по вопросам ИБ;
  • разграничение доступа к информации;
  • применение технических средств контроля и мониторинга информации.

Остановимся подробнее на первом из этих трёх китов – повышении осведомлённости.

 

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

В любой уважающей себя компании существуют внутренние регламенты, политики и методики, посвящённые правилам обработки информации ограниченного допуска. Увы, само по себе наличие этих документов не даёт ровным счетом ничего. Реальную защиту обеспечивают сотрудники, которые точно следуют прописанным в документах требованиям. Но где найти таких идеальных сотрудников?

Хитрость в том, что их нужно не искать, а, скажем так, выращивать. Комплекс обучающих мероприятий и материалов позволяет сформировать в компании культуру работы с информацией. Если всё подобрано верно, сотрудники начинают соблюдать правила ИБ на рефлекторном уровне.


И КАК ВСЁ ПОДОБРАТЬ?

Прежде всего разделите ваших сотрудников на группы и определите темы, актуальные для каждой группы. Топ-менеджерам вряд ли будет интересно изучать актуальные уязвимости ПО, а вот разработчикам – очень даже.

Когда темы определены, подумайте о форматах обучающих материалов: их тоже нужно персонализировать. Например, у сотрудников front-офиса не так много свободного времени, а иногда нет и компьютера. Им подойдут яркие плакаты и короткие видеоролики, которые можно размещать и демонстрировать в торговых залах. А сотрудники back-офиса могут уделить обучению больше внимания, поэтому им лучше адресовать электронные курсы и обучающие почтовые рассылки.

Ещё одна практика – перед тем как проводить обучение по ИБ, проверьте, что ваши сотрудники уже знают. Проведите тестирование и разошлите учебные фишинговые письма. Так вы поймёте, каким темам нужно уделить больше внимания. И не стоит забывать о контроле эффективности в процессе обучения.

 

О ФОРМАТАХ

Очное обучение. В некотором роде оно незаменимо: всем известно, что информация воспринимается лучше, когда сопровождается живым общением. Тренинг можно проводить в классической форме или по кейс-методу. Во втором случае инструктор делит учащихся на группы, описывает актуальную для компании проблему и предлагает каждой группе дать и обосновать свой вариант её решения. Можно объединить два вида тренингов: проводить вводный для сотрудников в их первый рабочий день, а кейс-тренинг – ежемесячно или раз в квартал.

Дистанционное обучение составляет достойную конкуренцию очному. Электронные курсы, видеоролики, почтовые рассылки и онлайн-игры хороши тем, что сотрудники могут просматривать их на разных видах устройств в удобное для себя время. А ещё они дают возможность похвастаться перед конкурентами словами «геймификация» и «микрообучение».

Геймификация особенно активно используется в электронных курсах. Она предполагает добавление игровых элементов: награды и достижения, постепенное усложнение заданий, увлекательный сюжет, персонажи. Геймификация – это вообще интересная история, потому что она может быть полностью электронной, а может «перетекать» в реальную жизнь. Например, за успешное прохождение курсов по ИБ сотрудника можно наградить одним дополнительным днём отпуска. Такие вещи, конечно, согласовываются с HR. Кто из нас не мечтал на работе о компьютерных играх?

Микрообучение предполагает подачу материала небольшими блоками и закрепление каждого блока практическими заданиями. Например, посмотрел 5 слайдов курса – ответь на тестовый вопрос или выполни маленькое упражнение. Если речь идёт о видеороликах, то они должны быть длиной не более полутора минут. Лучше сделать серию коротких роликов (кстати, их можно объединить одним забавным сюжетом), чем заставлять сотрудника смотреть тягомотную семиминутную проповедь. Но и дробить обучение до бесконечности не стоит: так можно потерять логику повествования.

Кроме очного и дистанционного обучения, очень полезны дополнительные обучающие материалы. Памятки, плакаты, стикеры и скринсейверы отлично справляются с задачей сделать обучение разнообразным и запоминающимся. Не бойтесь привлекать к их оформлению профессиональных дизайнеров и иллюстраторов: материалы от этого только выиграют.

 

ВСЁ ДЕЛО В РАЗНООБРАЗИИ!

Заставить человека учить то, что ему неинтересно, и соблюдать то, что ему непонятно, – невозможно. Создавая для сотрудников комплексные программы обучения, излагая материал простым и доступным языком и облекая его в игровую форму, вы, по сути, делаете вклад в безопасность – вашу, вашей компании и ваших клиентов. И если всё сделано «по науке», ваши вложения непременно окупятся.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
24.04.2024
Минпромторг раздаёт деньги на отечественные решения
24.04.2024
Правительство одобрило ужесточение наказания за утечку ПДн
24.04.2024
«Мы разработали законодательную инициативу по дропам»
24.04.2024
«Мы обеспечили определённый уровень заказа». ГРЧЦ продолжает импортозамещать чипы
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн
23.04.2024
Хакеры всё активнее DDoS-ят российскую отрасль энергетики
23.04.2024
Минпромторг начнёт выдавать баллы блокам питания?
23.04.2024
Microsoft — угроза для нацбезопасности? Бывает и такое

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных