Сегодня ведомства – единственная надежда. Комментарии к комментарию Карла Сумманена

BIS Journal №3(38)/2020

30 июля, 2020

Сегодня ведомства – единственная надежда. Комментарии к комментарию Карла Сумманена

ПРО ЕДИНЫЙ ИНСТИТУТ

Цитата. «…важно, следуя известной максиме «зри в корень», выделить первичную проблему, без опережающего решения которой невозможно устранить порождённые ей более частные проблемы. Представляется, что таковой является несовершенство организации процесса развития ИБ, а более конкретно – отсутствие в стране единого института, ответственного за развитие системы ИБ в целом».

Комментарий. Наличие «единого института, ответственного за …» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ «первичной проблемой». Наличие в стране министерства, ответственного за развитие здравоохранения, министерства, ответственного за образование, министерства, ответственного за культуру, не привело к успехам в соответствующих сферах.

 

ПРО КАДРОВУЮ ПОЛИТИКУ

Цитаты. «Сегодня развитие системы ИБ в России происходит на основе «ведомственной» модели управления, … комплексная сложная задача раздроблена на несколько частных подзадач, каждой из которых по отдельности и в значительной степени независимо занимается отдельное ведомство, действуя соответственно своим корпоративным целям и интересам».

«…в России сегодня отсутствует единый мозговой центр стратегического анализа в области ИБ, наделённый необходимыми полномочиями и обеспеченный ресурсами, способный компетентно сформулировать долгосрочные цели создания ИБ, определить оптимальную стратегию их достижения и обеспечить системный процесс комплексного проектирования и внедрения национальной системы ИБ».

«…в отсутствие системного процесса проектирования системы ИБ его место занимает какой-нибудь суррогатный. В нашей стране роль такого суррогатного процесса играет законодательный. …Проблема в том, что при таком подходе конечные содержательные решения в сложной предметной области уполномочены принимать не профессионалы, а специалисты широкого профиля, представленные в соответствующем законодательном институте, тогда как при правильной организации управления развитием ИБ законодательный процесс должен был бы лишь обеспечивать нормативно-правовое оформление профессиональных решений, принятых профильными специалистами».

Комментарий. Неожиданно, что автор противопоставляет «профессионалов» и «специалистов широкого профиля». Поневоле сразу вспоминается Козьма Прутков с его сравнением специалиста «узкого профиля» с таким болезненным явлением, как флюс. А если от литературы перейти к логике, то она в размышлениях автора напоминает попытку сравнения круглого с мягким, хотя проблема, к сожалению, далеко не в этом.

В настоящий момент развитие ЭЛЕМЕНТОВ системы ИБ в рамках «ведомственной модели» можно почесть за благо, когда механизмы управления из единого центра,очевидно, не работают.

«Ведомственная модель» позволила хотя бы создать центры компетенции, опыт которых может быть передан в тот идеальный «единый центр», который (опять же в идеале) не будет укомплектовываться по модной ныне модели «ОТРИЦАТЕЛЬНОГО» КАДРОВОГО ОТБОРА. Такой отбор ведётся (не в идеале, а в реале) не по уровню профессионализма (широкого или узкого профиля), а по принципам личной преданности и/или семейственности/клановости, замешанных на желании управлять сиюминутными денежными потоками в интересах своих кланов/семей, а не решать стратегические задачи в национальных интересах. Негативные примеры можно найти в самых разных областях от авиации до микро- и радиоэлектроники.

И ИБ, как подраздел в первую очередь ИКТ, не представляет собой исключения. Вопреки здравому инженерному смыслу, но с пользой для групп влияния растащено по разным ведомствам управление развитием аппаратных и программных технологий и оборудования, вопросы стандартизации и сертификации.

При этом формальное объединение этих «центров» под единой крышей не приведёт к успеху без изменения кадровой политики.

 

ПРО ЦИФРОВИЗАЦИЮ И ЭКОНОМИКУ

Цитата. «Особенность ситуации сегодня в том, что экономика России, также как и экономики других стран и глобальная экономика в целом, сейчас находится в переходном состоянии. Происходит переход из «доцифровой» экономики в цифровую и связанная с этим смена экономической модели, сопровождаемая скачкообразным изменением структуры экономики и перестройкой всех составляющих её компонент, включая систему ИБ».

Комментарий. Возможно, автор искренне заблуждается, утверждая, что суть переходного состояния экономики в цифровизации. Но уже приведена масса аргументов в пользу того, что корень дестабилизации современной экономики – в её финансово-спекулятивной природе. И «цифровизация» – это последнее прибежище апологетов такой природы экономики – от «высокочастотных» ИТ-инструментов финансовых спекуляций до разнообразных «услужливых» посреднических бизнесов, выгоды которых для их владельцев в снижении транзакционных издержек предоставления безответственных услуг, не требующих зачастую использования собственной материальной инфраструктуры и основанной на потогонной эксплуатации неквалифицированных человеко-роботов.

Да, такими бизнесами востребованы современные ИТ-технологии, но их ГАРАНТИРОВАННАЯ безопасность НЕ ЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧЕВЫМ ТРЕБОВАНИЕМ. Вполне достаточно принципов риск-менеджмента. Тем более что терять владельцам такого бизнеса нечего: «банкрот отдаёт своим кредиторам пиджак, предварительно переложив бумажник в карман брюк».

 

ПРО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И СТРАТЕГИЮ

Цитата. «… если мы хотим на выходе из переходного периода получить нужную нам национальную систему ИБ, надо действовать оперативно, проактивно, эффективно и целенаправленно, т. е. имея продуманное долгосрочное целеполагание и стратегию. Но именно с целеполаганием и стратегией у нас и возникают проблемы в силу отмеченного выше отсутствия задачи создания системы ИБ единого хозяина».

Комментарий. Автор, по-моему, не прав, утверждая, что «с целеполаганием и стратегией у нас и возникают проблемы в силу отсутствия задачи создания системы ИБ единого хозяина».

Проблемы с целеполаганием и стратегией у нас возникают в связи с фактическим бездействием 172-ФЗ о стратегическом планировании. Причин – очень много. Среди важнейших – отсутствие методологии включения в национальную систему планирования основного звена нынешней экономики России – предприятий и отсутствие инструментов системной увязки 62 тысяч муниципальных планов развития.

Квалификация нынешних чиновников такова, что они не обладают знаниями и опытом в области стратегического планирования, сосредотачиваясь на решении задач антикризисного управления на основе краткосрочных планов. При этом в основе планирования оперативного уровня – решение задачи макроэкономической финансовой стабильности (пресловутый «вашингтонский консенсус»), которая никак не увязана с решением задач развития реального сектора экономики. Однако суета вокруг управления показателем инфляции позволяет изображать деятельность и красиво отчитываться, не приводя при этом к реальному решению задач.

И по этой причине действующие разрозненно ведомства пока остаются единственной надеждой тех, кто искренне заинтересован в решении текущих задач обеспечения ИБ.

 

*Комментарии к материалу «Главная проблема – отсутствие в стране единого института, ответственного за развитие системы ИБ в целом», Карл Сумманен, № 2/2020.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

25.04.2024
Изображение фейковое, зато истерика «настоящая». Немкин — о скамерской фишке этого сезона
25.04.2024
«Нет никаких сомнений, что это — мошенники». Скамеры используют схему с полисом ОМС
25.04.2024
Sentry: Мы встроили экран в твою карту, чтобы ты всегда мог смотреть на свой нулевой баланс
24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
24.04.2024
Минпромторг раздаёт деньги на отечественные решения
24.04.2024
Правительство одобрило ужесточение наказания за утечку ПДн
24.04.2024
«Мы разработали законодательную инициативу по дропам»
24.04.2024
«Мы обеспечили определённый уровень заказа». ГРЧЦ продолжает импортозамещать чипы
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных