BIS Journal №4(35)/2019

23 января, 2020

Антифрод в российских реалиях

Развитие антифрод-систем в России происходило, как и во всем мире, постепенно. Основными катализаторами стализафиксированные инциденты. Нет худа без добра. События 2011-12 гг., когда произошла массовая серия атак на ДБО, поначалу затронувших преимущественно юридических лиц и впоследствии распространившихся на физических лиц, банковский троян «Lurk» в 2014-15 гг. и другие вредоносные программы способствовали развитию российских антифрод-решений.

Позже подключились законодатели. В 2018 г. был принят Федеральный закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия хищению денежных средств», касающийся представителей кредитно-финансового сектора.

На тот момент было ощущение, что для некоторых финансовых организаций потери от фрода были невелики – меньше стоимости самих антифрод-решений.

Однако в том же 2018 году Сбербанк опубликовал статистику, согласно которой с помощью внедренной антифрод-системы удалось сохранить более 32 млрд рублей, принадлежащих вкладчикам. В том же докладе сделан особый упор на то, что большая часть инцидентов связана с социальной инженерией и так называемыми «самопереводами». 86% из всех случаев социальной инженерии составили «самопереводы» денежных средств под влиянием мошенников.

На текущий момент большое влияние на внедрение и развитие антифрода оказывает не только 167-ФЗ, а целый ряд законов, постановлений и положений ЦБ РФ, направленный на противодействие мошенничеству в банковской сфере и глобально на развитие информационной безопасности в этом секторе. Например,115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» не связан напрямую с кражей денег с расчетных счетов кредитных организаций, однако действия, описанные в нем, вполне можно отслеживать и пресекать с помощью автоматизированных средств – AML и антифрод-систем.

 

ВИДЫ АНТИФРОДОВ

Транзакционный антифрод обрабатывает те потоки данных, которые находятся внутри банковской системы, в частности внутри ДБО. Выявляет транзакции, не соответствующие типичным действиям клиента, и анализируют платеж по «черным спискам». Зачастую транзакционный антифрод уже интегрирован в ДБО его разработчиком.

Другим примером транзакционного антифрода является решение компании WhyHappen – резидента Сколково. Именно это решение было успешно внедрено компанией ARinteg в АО «Морской Банк» в 2019 году.

Антифрод WhyHappen позволяет осуществлять транзакционный анализ и через систему сбора и обработки данных коррелировать те события, которые с точки зрения банковских аналитиков нелегитимны, выявлять признаки реализации как уже известных мошеннических сценариев, так и фиксировать аномалии в поведении клиентов или сотрудников, приостанавливать подозрительные операции и/или информировать о них.

Анализ проводится по платежным операциям, которые генерируются клиентом в различных каналах обслуживания: интернет-банк, мобильный банк, оплата картами в магазинах и в Интернет, обслуживание в дополнительных офисах банка, операции в банкоматах и пр. И по неплатежной активности клиента, которая фиксируется в банковских системах, например, успешные или неуспешные попытки входа в ДБО, характер перемещения пользователя по страницам личного кабинета, смена контактной информации, время и геолокация проведения операции и еще целый ряд параметров. На базе таких параметров может формироваться «вектор», характеризующий поведение клиента, строится его типовой профиль и фиксируются отклонения (аномалии). Кросс-канальный анализ, сочетающий оценку платежного профиля и неплатежного поведения клиента позволяет выявлять сложные схемы мошенничества или операции клиентов с признаками сомнительности (ПОД/ФТ), используя для этого максимум информации.

Сессионный антифрод позволяет отслеживать параметры пользовательской сессии и определять мошенническую активность на банковском сервисе. Собирая обезличенные данные о пользователе, устройстве, его окружении, поведении с цифровых каналов в рамках сессии, система фрод-мониторинга на основе машинного обучения и настроенных правил формирует уникальный профиль пользователя.  Данные по денежным транзакциям пользователей банка (объемы операций, реквизиты, получатели и прочее) не собираются.В основе анализа также лежат ретроспективные данные по прошлым сессиям пользователя. Обычно в процессе внедрения сессионного антифрода рекомендуется закладывать около трех недель на обучение системы на трафике банка для профилирования пользователей и повышения качества обнаружения. Главная задача – выявить нетипичное, аномальное поведение пользователя на протяжении сессии, основываясь на многих факторах: с какого устройства выполняется вход, как пользователь двигает мышкой или водит пальцем по экрану смартфона, GPS координаты, используются ли средства удаленного управления, ведется ли постороннее подключение к сессии, заражено ли устройство и многое другое. Анализируются десятки параметров. Пример сессионного антифрода – Kaspersky Fraud Prevention. В 2018 году эксперты ARinteg успешно интегрировали решение Kaspersky Fraud Prevention в одном из крупнейших российских банков.

Важно отметить, что системы сессионного фрод-мониторинга применимы не только для обнаружения мошеннической активности с пользовательскими учетными записями в интернет- и мобильном банкинге. Оценка риска заявки на выдачу кредита, выявление мошенничества на P2P и C2C-переводах, в случаях, когда пользователь даже не авторизован в системе – также востребованные сценарии в банковской сфере. И сессионный антифрод решает эти задачи. Еще один отдельный и серьезный вопрос, который может закрыть антифрод (не каждый!) – выявление фродовых случаев, связанных с отмыванием денежных средств через различные учетные записи с использованием разных устройств и комбинаций скомпрометированных аккаунтов юридических и физических лиц. При этом легитимный пользователь может не знать, что его учетная запись онлайн-банка была скомпрометирована и используется в преступных целях.

Комбинированный антифрод сочетает сессионный и транзакционный анализ.

 

КАКИЕ РИСКИ ЗАКРЫВАЮТ АНТИФРОД-СИСТЕМЫ

Любая система безопасности направлена на снижение тех или иных рисков. Банки и финансово-кредитные организации, помимо прочего, сталкиваются с двумя типами рисков: потеря денежных средств (своих или клиентов) и регуляторный риск. При этом требования регуляторов для банков зачастую строже, чем требования безопасности, т.к. штрафные санкции могут быть значительными.

Антифрод-системы позволяют реализовать как защиту от угроз информационной безопасности в банке, так и обеспечить выполнение требований регулятора, т.е. управлять регуляторным риском.

Нельзя забывать и про репутационный риск в случае инцидентов безопасности и освещения их в СМИ, социальных сетях. Негативный опыт даже одного пользователя может спровоцировать отток лояльных клиентов, уменьшение объема новых клиентов, снижение уровня доверия к банку, повышение затрат на восстановление репутации бренда.

Банк обязан наблюдать за платежным поведением клиента. Согласно Федеральному Закону 161-ФЗ "О национальной платежной системе" при приеме к исполнению распоряжения клиента оператор по переводу денежных средств обязан удостовериться в праве клиента распоряжаться денежными средствами. В рамках реализуемой им системы управления рисками оператор по переводу денежных средств определяет процедуры выявления операций, соответствующих признакам осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, на основе анализа характера, параметров и объема совершаемых его клиентами операций (осуществляемой клиентами деятельности).

В соответствии с Положением 382-П Банка России оператор по переводу денежных средств, банковский платежный агент (субагент), оператор услуг платежной инфраструктуры обязаны обеспечить выявление фальсифицированных электронных сообщений, в том числе имитацию третьими лицами действий клиентов при использовании электронных средств платежа, и осуществление операций, связанных с осуществлением переводов денежных средств, злоумышленником от имени авторизованного клиента (подмена авторизованного клиента) после выполнения процедуры авторизации.

В случаях, если нарушения организацией требований законодательства влияют на бесперебойность функционирования платежной системы либо на услуги, оказываемые участникам платежной системы и их клиентам, Банк России применяет одну из следующих мер принуждения:

  1. направляет предписание об устранении нарушения с указанием срока для его устранения;
  2. ограничивает (приостанавливает) предписанием оказание операционных услуг, в том числе при привлечении операционного центра, находящегося за пределами Российской Федерации, и (или) услуг платежного клиринга.

Сама возможность такой санкции, как ограничение оказания операционных услуг, например, запрет на прием вкладов от физических лиц и ограничение выдачи кредитов юридическим лицам, требует от кредитной организации уделять значимое внимание вопросам, связанным с противодействием мошенничеству.

В качестве наказания ЦБ может также перевести банк на ежедневную отчетность на срок от полугода до нескольких лет.

Один раз в два года банки обязаны проходить независимый аудит инфраструктуры платежных систем – документированную независимую экспертизу состояния защищенности платежных систем в соответствии с требованиями Положения ЦБ от 09.06.2012 № 382-П.

Банк обязан выявлять факты отмывания денежных средств. Отмывание денег является серьезной проблемой и влияет на национальную безопасность, так как подобная деятельность помогает финансировать организованную преступность, способствует коррупции и усиливает социальные разногласия. В таких мошеннических схемах финансовые организации становятся невольными жертвами.

В Положении Банка России 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»перечислены факторы, влияющие на оценку риска клиента, к которым в том числе относится совпадение идентификатора устройства клиента с устройством из списка подозрительных. Финансовая организация обязана уведомлять Банк России о мошеннических аккаунтах и устройствах, задействованных в схемах по отмыванию средств.

Все указанные регуляторные риски успешно закрываются своевременным внедрением системы антифрода.

 

ВЫВОД

Банковское мошенничество само по себе никуда не денется. Но внедрение организациями лучших практик и систем по борьбе с фродом и соблюдение требований регулятора могут существенно повлиять на всю кредитно-финансовую экосистему. Тем более, что российские разработчики предлагают достойные и конкурентоспособные антифрод-решения.

Внедрение системы антифрода является необходимым, но не достаточным условием для эффективного противодействия мошенничеству и выполнению требований регулятора. Помимо внедрения самой системы, необходимо выстроить процессы мониторинга и реагирования, взаимодействия с клиентами и смежными подразделениями внутри банка, а также с другими кредитными организациями. Необходимо поддерживать в актуальном состоянии базу правил антифрод системы, постоянно ее модернизировать с учетом текущей ситуации, опыта других банков и появления новых мошеннических схем.

Также нужно отметить, что внедрение любой кросс канальной антифрод-системы – это еще и достаточно сложный интеграционный проект, т.к. необходимо собирать и анализировать данные из различных каналов обслуживания клиентов и банковских ИТ систем. Здесь и системы Интернет-банкинга, АБС, CRM, процессинг, шлюзы на поставщиков услуг и т.д. Поэтому такие проекты, зачастую, выполняются в партнерстве между производителем антифрод-решений и системными интеграторами. В рамках такого партнерства, компании могут предложить оптимальное решение и привнести опыт других заказчиков и опыт работы экспертов, экономя время, деньги и усилия для кредитной организации.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
24.04.2024
Минпромторг раздаёт деньги на отечественные решения
24.04.2024
Правительство одобрило ужесточение наказания за утечку ПДн
24.04.2024
«Мы разработали законодательную инициативу по дропам»
24.04.2024
«Мы обеспечили определённый уровень заказа». ГРЧЦ продолжает импортозамещать чипы
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн
23.04.2024
Хакеры всё активнее DDoS-ят российскую отрасль энергетики
23.04.2024
Минпромторг начнёт выдавать баллы блокам питания?
23.04.2024
Microsoft — угроза для нацбезопасности? Бывает и такое

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных