ВТБ опросил более 50 тыс. россиян. Результаты исследования показали: злоумышленники всё активнее используют для звонков жертвам популярные мессенджеры — каждый третий клиент банка получил скамерский звонок именно по этому каналу. Чаще прочего — через WhatsApp и Viber.
Скамеры регистрируют аккаунты на виртуальные «симки» российских и иностранных операторов, и преимущественно клиенты получают звонки именно с зарубежных номеров, отметили в ВТБ: «Такие входящие вызовы из мессенджеров визуально очень схожи с обычным звонком с российского городского или мобильного номера, а на экране смартфона на платформе iOS даже выглядят как обычный звонок сотового оператора».
Усложняет ситуацию то, что большинство мессенджеров позволяют указать любое имя абонента при регистрации номера. То есть злоумышленники могут подписаться «Центробанком», «Службой безопасности банка», «Следственным комитетом» и так далее. Иногда применяется и входящий звонок робота, который затем переключает собеседника на «специалиста».
«Звонки мошенников через мессенджеры — тренд этого сезона. Отследить злоумышленников в таких каналах гораздо труднее из-за отсутствия антиспама и антимошеннических фильтров. Сейчас мы начали фиксировать звонки с иностранных номеров, где мошенники имитируют вызовы российских госорганов, чтобы усыпить бдительность пользователей», — отметил руководитель департамента цифрового бизнеса — старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.