Учить бы рад, прислуживаться тошно! Новации и дежавю в дискуссиях о кадрах

Обсуждения поднадоевшей своей неразрешённостью десятилетиями проблемы «дефицита кадров» не только не удалось избежать на SOC-Форуме 2022 (вопреки первоначальным планам составителей повестки дня), но дискуссия эта выплеснулась и на страницы последнего в 2022 году номера журнала BIS Journal.

И если активность зала не позволила спикерам секции «Дебаты» SOC-Форума 2022 отделаться старыми нарративами про подвижническую деятельность «ибэшных» компаний на ниве образования, то журнальные материалы остались вне полноценного обсуждения, хотя и содержат ряд дискуссионных заявлений.

Для разбора всех спорных моментов публикаций в разделе «Образование и карьера/Высшее образование» №4 BIS Journal нужно слишком много места, поэтому пока уместно остановиться на свежих нарративах и на одном ключевом моменте, проходящем через все публикации в фоновом режиме.

Нарративы, которые могли бы претендовать на незаезженность, в журнальном формате сразу обращают на себя внимание, т.к. размещены в индивидуально набранных крупным шрифтом врезках. Один из них повествует о «вузовской “тусовке”», которая «даёт практикам очень мало шансов на продвижение на ниве образования», а второй связан с предложением о выстраивании «альтернативы высшей школе» (!?) в виде среднего профессионального образования.

О спорности упрёков «вузовской “тусовке”» свидетельствуют хотя бы упомянутые «Дебаты» SOC-Форума 2022, в ходе которых «не прокатила» попытка модератора взять «на слабо» представителей бизнесовой «ибэшной» тусовки и «подписаться» на готовность выделить по полудюжине своих сотрудников «для работы на фултайм» в ВУЗах.

Не согласились и «замели под ковёр» это предложение. Более того, на «Дебатах» было фактически признано, что отсутствует системный подход со стороны бизнеса к вопросам повышения качества высшего образования, а появление представителей компаний в ВУЗах – это, как правило, личная инициатива этих представителей.

Ряд спорных заявлений, косвенно связанных с якобы наличии «контр» между «вузовской “тусовкой”» и «практиками» разбросано в журнальной дискуссии в виде фрагментов, набранных обычным шрифтом и противоречащих друг другу даже в рамках одного раздела.

Ведь, например, надо изрядно потрудиться, чтобы найти логическое единство заявления о том, что «единственная нить, связывающая … (вузы и отрасль), – это опытные специалисты-практики, которые без отрыва от основной деятельности преподают по совместительству …» и утверждения о том, что «основные “печеньки” в виде госзаказов на исследования с дальнейшей публикацией в “хороших” журналах чужакам [читай «опытным специалистам-практикам»] практически не достаются».

Но если злая «вузовская “тусовка”» проводит исследования, достойные “хороших” журналов, то являются ли «опытные специалисты-практики» той лишь «единственной нитью», что связывает ВУЗы и отрасль?

И если вдруг есть претензии к качеству исследований вузовской «тусовки», публикуемых в “хороших” журналах, то почему бы «большинству известных в отрасли ИБ специалистов» не опубликовать свою критику исследований «вузовской “тусовки”» «в этих, не входящих в перечень, отраслевых журналах», через которые «идёт идейное формирование основных направлений отрасли»?

Большие сомнения вызывают попытки представить среднее профессиональное образование [в сфере ИБ] (техникумы) в качестве «альтернативы высшей школе».

Особенно в контексте реально существующей проблемы качества подготовки специалистов в высшей школе.

И дважды «особенно» в контексте надежд на подготовку специалистов, которые должны будут знать «КАК делать».

Подводка к идее о возможности работы техникумов в качестве альтернативы высшей школы для подготовки именно специалистов, знающих «КАК делать», потому что с подготовкой специалистов, знающих ЗАЧЕМ и ЧТО делать справятся и ВУЗы изложена в журнале весьма декларативно и коротко (цитирую): «Очевидно, что первую и вторую категорию (ЗАЧЕМ и ЧТО нужно делать) готовят в вузах, а вот откуда берутся специалисты третьей категории [знающие КАК делать]».

И чуть ниже следует более чем краткий раздел «НЕ ВУЗОМ ЕДИНЫМ», который начинается со слов о том, что (цитирую): «На самом деле, решением могло бы стать создание системы среднего профессионального образования по вопросам информационной безопасности».

В устном изложении идею того же автора об альтернативности среднего профессионального образования в сфере ИБ высшей школе уже довелось слышать на Форуме DLP+ 2022.

Тогда, если мысль автора и его единомышленников была понята правильно, это предложение аргументировалось тем, что в ИБ много сил и времени уходит на конфигурирование и настройку программно-аппаратных комплексов конкретных вендоров, обучение каковым операциям сегодня успешно (?) осуществляется за считанные недели в корпоративных центрах дополнительного образования/переподготовки (КЦДОП). И эта краткосрочность дополнительного образования и позволяет высказать идею о возможности перевода стрелок с образовательной траектории в КЦДОП на техникумы (если мысль автора и его единомышленников была понята правильно).

В рамках описанного понимания авторской задумки можно привести следующие возражения.

Несмотря на кажущуюся рутинность выбора пунктов раскрывающихся меню и проставления конфигурационных галочек в интерфейсах программно-аппаратных комплексов конкретных вендоров, за этим «КАК делать», не могут не стоять «ЗАЧЕМ делать» и «ЧТО делать», чему учат (автор с этим, похоже, согласен) именно в ВУЗах. Ведь и в КЦДОП обучаются отнюдь не курьеры.

Например, у «ибэшных» «смежников» в авиации (точки зрения ревнивости отношения к вопросам безопасности и также с некоторых пор попавших под управление к бухгалтерам) уже осознаётся порочность идеи о доверии выпускникам полугодичных ШМАСов и ускоренных курсов подготовки пилотов из бортинженеров для эксплуатации на земле и в воздухе современной авиационной техники.

Доверии на основании лишь того, что эта техника сегодня – высокоавтоматизированные самотестируемые и «самоуправляемые» комплексы.

Надо ли наступать на грабли или можно учиться на ошибках других?

Или мы будем «вестись» на многократно перевранные в СМИ образовательные «сенсации» якобы из Яндекса и Intel?

Хотя, конечно же, не надо бояться техникума. Но его выпускники должны работать под руководством и присмотром носителей высшего образования. Точно так же, как выпускник ШМАС работает под руководством старлея, в том числе и в контексте контроля «КАК делать».

Справедливости ради необходимо отметить, что автор не абсолютно категоричен в своей идее поиска в техникумах альтернативы ВУЗам, заканчивая свой материал разделом «ПОДВОДЯ ИТОГИ», первый пункт которого – «1. Специалисты разные нужны, специалисты разные важны».

Ну и коротко об одном ключевом моменте, проходящем, как было замечено, через все публикации в фоновом режиме.

Первый же послепреамбульный раздел публикации «Блеск и нищета ИБ-образования» озаглавлен «Начнём с бухгалтерии» и начинается с предложения «Так что же нас беспокоит в вузовской ИБ», а заканчивается словами «Хотя возможна и другая субъективная причина, а именно весьма незначительная зарплата, указанная в расчётном листке …».

Далее разделы через один заканчиваются предложениями

«… преподаватели разделяют с методистами их работу (по сути, работают за них) без какой либо компенсации».

«… они каждый год вынуждены бороться за своё рабочее место и небольшую зарплату».

Это всё про штатных «прЕподов». Но и «совместители», случайно забредающие в ВУЗ, встречают не лучший приём: «Их важнейший труд оценивается весьма скромно».

Вряд ли ошибусь, предполагая, что уже понятна ключевая проблема провалов отечественной высшей школы.

Голда Меир, известный политический деятель, выходец из России, в числе трёх рецептов превращения страны в великую державу рекомендовала сделать самими высокооплачиваемыми и уважаемыми три профессии – военные, учителя, врачи.

Одно из сильных впечатлений начала 2000-х – запах кухни в главном корпусе МФТИ, приобретавший особую резкость вблизи помещения, где в былые годы на физтехе размещался комитет ВЛКСМ. Тех, кто был некогда закалён бытом общежитий перемещённого в район платформы Новодачная факультета МГУ, разруха туалетов 2000-х в главном корпусе физтеха удручала меньше, чем этот запах. Но тоже удручала. В сравнении с помпезной отделкой и комфортом офисных помещений в зданиях детских садов и дворцов культуры, выкупленных матереющими лидерами отечественного ИТ-бизнеса.

Лет через десять запах кухни выветрился из корпуса, «с мостика» которого уверенным курсом вели физтех генерал-лейтенант Петров, а позже – академик Белоцерковский. Запах выветрился, но знаменитые факультетские стенгазеты физтеха не вернулись на стены.

Сегодня на физтехе появился целый факультет (или как это там называется у современных методистов высшей школы), работающей на ниве современной молекулярной биологии. И темой одного или нескольких НИРов на нём могло бы стать исследование для определения числа поколений, которые должны смениться, чтобы из генетической памяти преподавателей ушли остатки воспоминаний о кухонных ароматах в главном корпусе МФТИ.

Параллельно необходимо вести работу для того, чтобы в нашей стране самыми высокооплачиваемыми и уважаемыми стали профессии Военного, Учителя и Врача.

И в числе шагов на этом пути должна стать работа по ликвидации в «вузовской “тусовке”» предпосылок к социальному расслоению, одним из проявлений которого стало недавнее сплочение отечественного ректората для торпедирования правительственной инициативы по введению 12-кратного лимита на превышение зарплаты ректора средней зарплаты в ВУЗе.

11 января, 2023

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

21.02.2024
«Не являлся значимым кредитором реального сектора экономики». Регулятор лишил QIWI Банк лицензии
21.02.2024
Характер занятости обсуждается при собеседовании. Как становятся дропперами
21.02.2024
Российские компании недовольны «агрессивной кадровой политикой ряда азиатских вендоров»
21.02.2024
Весенние обновления в Signal — реальная ИБ или «косметика»
21.02.2024
NCA: Каждый пятый молодой британец — потенциальный хакер
20.02.2024
Китай считает кибератаки из-за рубежа
20.02.2024
«Тинькофф» выявляет скамерский след в кредитных заявках
20.02.2024
Из банков утекает всё больше ПДн россиян
20.02.2024
В январе в открытый доступ попали 62 базы данный
20.02.2024
Национальная база генетической информации уже вот-вот…

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных