«Понравилась эта рассылка?» спросил меня один из ритейлеров в конце письма с поздравлениями с наступающим Новым годом и рассказом об акциях в праздники. Письмо пришло в полдень, 31 декабря 2022 г., а уже вечером того же дня появились первые сообщения об утечке персональных данных покупателей сети «Спортмастер».

Для широкой публики сообщение промелькнуло в телеграм-канале Brief со ссылкой на «Вести». Но кто ж заметит его вечером 31 декабря? В канале Data1eak, который специализируется на информации об утечках, сообщалось о публикации 1 655 407 записей, которые включают ФИО, дату рождения, телефон, электронную почту и адреса покупателей магазина спортивных товаров «Спортмастер». Информацию о клиентах сети выложили в открытый доступ проукраинские хакеры из NLB.

3 января 2023 г. хакеры опубликовали полный массив данных, который составляет 100 655 407 записей, включающий первый блок. Актуальность базы данных – 2010-2018 годы. Как отмечают эксперты, БД содержит 45,89 млн уникальных номеров мобильных и городских телефонов, 13,4 млн уникальных адресов электронной почты.

1 января 2023 г. информационные агентства сообщили, что «Спортмастер» подтвердил факт утечки, уведомил Роскомнадзор и проводит проверку по факту инцидента. При этом ответственность за утечку возложена на подрядчиков (а вы читаете новости на сайтах информагентств 1 января?).

Мобильное приложение интернет-магазина «Спортмастер» для Android было обновлено 28 декабря 2022 г. «Мы добавили новый код, но вы этого не заметите. А если заметите – напишите нам», – пишут разработчики. 5 января я попыталась зайти в личный кабинет через мобильное приложение. Код подтверждения – последние 4 цифры звонка, а не традиционное SMS как прежде, так и не поступил. Не получилось авторизоваться и на сайте сети спорттоваров.

Новостная лента телеграмм-каналов «Спортмастера» обновлялась все праздники ежедневно в режиме реального времени, а не путем отложенных публикаций. Поддержка мобильного приложения в GooglePlay активно отвечала на замечания пользователей даже 1 января. Той же датой отмечено и письмо о подтверждении адреса подписки, найденное мною в новогодней почте. То есть технический персонал «Спортмастера» работал все выходные.

Поэтому возникает вопрос: а где информация для ста миллионов клиентов сети об утечке их персональных данных? Где новости на сайте, где рассылка о возможной утечке моих данных в почте? Где отдельный пост об инциденте в телеграмм-каналах? Неужели не хватило недели, чтобы оповестить покупателей не только об акциях, скидках и распродажах, но и об угрозе их персональным данным, включающим имена, телефоны и адреса доставки, которые часто совпадают с местом жительства?

По состоянию на 6 января 2023 г., после некоторых изысканий, мне удалось найти в комментариях под постом от 3 января в телеграмм-канале «Спортмастера» официальную реакцию торговой сети на вопросы редких возмущенных читателей:

«Здравствуйте! Инцидент не затрагивает логины и пароли пользователей, платежную информацию, а также учетные данные сотрудников.

В настоящий момент проводится оценка рисков и внутреннее расследование источника инцидента. По предварительным данным, утечка произошла через одного из подрядчиков компании, который имел доступ к указанной информации.

Спортмастер ценит доверие клиентов, для компании крайне важна безопасность их персональных данных. Мы продолжаем изучать инцидент и принимать все необходимые меры. Результаты внутреннего расследования позволят сделать выводы о причинах происшествия и устранить уязвимости защиты данных, чтобы избежать повторения подобных ситуаций».

Лично я не знаю, как ценит доверие ста миллионов клиентов «Спортмастер». В отличие от компании «Вкусвилл», которая сразу выразила сожаления об утечке персональных данных покупателей в начале декабря 2022 г. и сообщила о предпринятых действиях по расследованию инцидента на сайте, крупнейшая в России сеть спорттоваров пошла по простому пути: «Не спрашивают – не говори». И если завтра будет отмечен очередной всплеск звонков «следователей» и «специалистов банка» на уникальные 45 млн номеров, так то хакеры виноваты. Или недобросовестные подрядчики…

9 января, 2023

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

22.03.2023
«Следователь» стал звонить дважды
22.03.2023
В 2022 году в строительных компаниях чаще всего утекала информация о клиентах и сделках
22.03.2023
Российские пользователи подверглись деструктивным атакам шифровальщиков
22.03.2023
Миллиард на развитие. Цифровая экосистема МТС объявила о планах инвестировать в технологический бизнес
21.03.2023
Непростая неделя. Число атак на российские банки растёт
21.03.2023
Для банков готовится подробный перечень признаков «мошеннической» транзакции
21.03.2023
«Если бы он у нас уже был, этот глобальный конкурент SWIFT, многих проблем просто бы не существовало»
21.03.2023
InfoDiode обеспечит безопасное взаимодействие с клиентами в составе решения Naumen Contact Center
21.03.2023
«Ростелеком-Солар» взял под контроль привилегированный доступ
21.03.2023
МТС Банк возвращает до 1500 рублей за первую покупку на сайте Russia Running по кредитной карте МТS CASHBACK

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных