Дилеры ЦОД не говорят правды, боясь разориться

Трансформация рынка центров обработки данных остаётся одним из важных вопросов рынка кибербезопасности России. Острые вопросы и решения в этой области мы обсудили с Алексеем Рыженко — экспертом Департамента информационной безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

 

— Аналитика и новости показывают: корпорации будут по-прежнему предпочитать аренду центров обработки данных (ЦОД) покупке или созданию собственных. Готовые решения, «физические» и/или облачные, позволяют сразу решить много задач автоматизации корпоративных деловых процессов без существенных затрат. Насколько в этом плане критичен уход с российского рынка зарубежных вендоров?

— Много дискуссий об уходе с рынка зарубежных вендоров различного оборудования, ИТ и инженерных систем. Но покажите договоры на поставку серверного оборудования сроком менее чем один год. Согласно действующим договорам (и включенным в них лицензиям) минимальный срок обслуживания – от 3 до 5 лет. Дилеры беспокоятся потому, что посредничество между арендаторами и разработчиками в последние 5-6 приносило сверхприбыли, которые теперь под угрозой. Посредники рискуют остаться не у дел из-за ухода зарубежных разработчиков.

 

— Что насчёт импортозамещения, перехода на отечественные программно-аппаратные корпоративные платформы?

— Можно ответить на данный вопрос достаточно однозначно: переход подготовлен. В ноябре восемь лет, как вступило в силу Постановление Правительства РФ №1236 от 16.11.2015 г. За эти годы множество проектных разработок доведены до промышленного производства и успешно внедряются как в бюджетную сферу, так и коммерческую. Типовым примером может послужить внедрение ЦОД Почты России в 2021 году. Возвращаемся к дилерам: анализ публикаций после издания Приказа Росстандарта 445-ст от 02.06.2022 г. об утверждении национального стандарта ГОСТ Р 70139-2022 вызывает оптимизм. По мере развития отечественных ЦОД дилерство будет быстро вымирать.

 

— Не удлиняются ли сроки реализации проектов?

— Достаточно неоднозначный момент. С одной стороны — дилеры правы, сроки действительно будут увеличены за счет того, что привычный за несколько лет механизм быстрого прототипа уйдет на второй план. При работе с отечественной продукцией задержки однозначно будут, что связано с нехваткой существующих производственных мощностей. Но есть и другая сторона — исследования сферы закупок показывает, что сокращение сроков выгодно только самим дилерам, заказчиков вполне устраивает несколько лет на полноценное внедрений в рамках конкретных задач. Да всегда ли и насколько важны короткие сроки реализации проектов?

 

— Что можно сказать о развитии сотрудничества с азиатскими вендорами?

— Также неоднозначный вопрос. Есть достаточно хороший и показательный опыт с Huawei. Еще в 2015 году был внедрен специализированный проект ЦОД, который получил прекрасные оценки и дальнейшее развитие. Но в этом году данная организация решила, как и многие другие, приостановить официальное сопровождение. Однако пострадал только сектор дилерства: действующие договоры заключены на 3 года и будут сопровождаться дальше.

Насчёт новых игроков на Востоке беглый обзор возможностей, задач и интересов, включая государственные, позволяет сделать положительные выводы. Развитие будет, как в странах базирования решат основные текущие с их помощью. Там уже успешно внедряются новые технологии, с достойными результатами, пока наши дилеры только решают, как привлечь инвестиции в сферу «зелёных» (экологически чистых) ЦОД.

 

— Каковы перспективы перехода к локальным, национальным стандартам создания  ЦОД?

— Это не новый и крайне нежелательный сценарий для крупных дилеров. При развитии электронных торговых площадок более 10 лет назад по запросам субъектов РФ также оказался необходим переход к локальным стандартам. В результате многие организации субъектов получили дополнительное, так часто необходимое финансирование, и рынок услуг цифровой среды открыл очередное дыхание. Однако ведущие игроки не сдали свои позиции, созданы собственные порталы с рядом негативных последствий.

 

— Удастся ли провайдерам дата-центров сохранить обещанные темпы ввода новых стойко-мест — более 20 тыс. в 2022-23 годах?

— А зачем, нужно ли столько? Проверим на ещё одном игроке рынка — провайдерах. Изучение статистики спроса и потоков данных (информация открыта для общего доступа согласно требованиям федеральных законов) позволяет сделать интересный вывод.

С одной стороны, действительно повышенный режим запросов наблюдался осенью 2020 года, что было вполне обосновано тогдашней обстановкой. Но благодаря заложенным резервам данную задачу удалось решить достаточно быстро. Дальше графики… поползли вниз: при работе пользователей разного уровня с Интернет в целом и с ЦОД в частности нет трендового повышения. Откуда же такие интересные показатели у дилеров?

Всё достаточно прозрачно. Доклады создателей отечественного ЦОД на Кольском полуострове показали: используются пиковые показатели при краткосрочном прогнозе. А то, что частота возникновения таких состояний стремится к нулю, умалчивается. В результате есть три разных прогноза: первый — максимальный с минимальной вероятностью, но красивыми показателями для требования увеличения инвестиций, второй — на основе статистики провайдеров и третий смешанный, который дилерам не интересен.

 

— Сохранится ли тренд консолидации рынка?

— Достаточно правильный актуальный вопрос. Указ Президента РФ № 250 от 01.05.2022 г. определил новые требования для действующих игроков, заставляя переориентироваться на отечественную продукцию, но в любом случае останутся теневые игроки.

Использование только международных стандартов без практического учёта российских государственных нормативных документов плохо кончится для дилеров. Поправка в статью 13.11 КоАП РФ угрожает серьёзными санкциями за нарушения в области облачных технологий, уже есть практика многомиллионных штрафов. Только усложнят ситуацию попытки прикрыться локальными документами в судебных разбирательствах.

Важнейший вопрос здесь — обеспечение безопасности. Статистика утечек информации (в частности, персональных данных) из облачных ЦОД вызывает заслуженные упрёки, показывая не очень хорошие показатели. Безответственность (часто прописанная в лицензионных соглашениях…) представителей удаленных ресурсов ставит под вопрос необходимость использования таких технологий.

Также портит общую картину еще один интересный ресурс, о котором не часто говорят — центры хранения данных (ЦХД). Новые нормативные поправки искусственно выводят данную технологию за рамки документов, регулирующих ЦХОД (центры хранения и обработки данных) и/или СХД (системы хранения данных). Но тогда «узаконят» утечки, стимулируют развитие теневого интернета. Ещё один вопрос, на который мало обращают внимание дилеры — это майнинговые ЦОД, но это отдельная тема.

24 августа, 2022

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

22.02.2024
Самолётом, поездом, машиной. Базу ПДн туристов расширят
22.02.2024
Утверждён новый стандарт протокола защищённого обмена для индустриальных систем
22.02.2024
Системы электронного правительства проверяют на прочность
22.02.2024
Число стилеров в российских банках стремительно растёт
22.02.2024
Эксперты Forbes: ИБ-сектор за год прибавил 8,4%
21.02.2024
«Не являлся значимым кредитором реального сектора экономики». ЦБ РФ лишил QIWI Банк лицензии
21.02.2024
Характер занятости обсуждается при собеседовании. Как становятся дропперами
21.02.2024
Российские компании недовольны «агрессивной кадровой политикой ряда азиатских вендоров»
21.02.2024
Весенние обновления в Signal — реальная ИБ или «косметика»
21.02.2024
NCA: Каждый пятый молодой британец — потенциальный хакер

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных